Почему фильтрация масла так важна?
На деле, вопрос не только в том, чтобы ваш двигатель омывало чистое качественное масло.
- С помощью фильтрации в масле поддерживается правильная степень вязкости.
- Таким образом масло сохраняет необходимые качества все положенное время.
- Детали авто не подвергнутся коррозии и на них не будет нагара и масляных отложений, если фильтр подобран с умом.
От чего зависит уровень загрязненности масла?
На этот параметр влияет режим работы двигателя и его состояние, качество используемого масла и какое вы заливаете топливо. То, как хорошо фильтр очистит масло, может зависеть от его характеристик, от загрязнений и температуры масла.
Виды масляных фильтров
Механические
Самые простые, надежные и логично самые популярные варианты, в основе которых лежит фильтрация с помощью материалов, задерживающих собой все лишнее.
- Неразборные ставятся и снимаются для замены целиком, когда заканчивается срок службы. И это удобство сделало его самый распространенным на сегодня вариантом.
- Разборные состоят из корпуса и фильтрующего элемента, который можно менять по мере загрязнения. Для фильтрации применяются разные материалы: бумага с несколькими видами пропитки, войлок, тканевые волокна.
Гравитационные фильтры (отстойники)
Встречаются редко, но мы все-таки расскажем об их устройстве. Выглядит такой фильтр как стакан, в котором под действием силы тяжести все загрязнения выпадают в своеобразный осадок. Потом эта часть масла с осадком просто сливается.
Фильтры - центрифуги или центробежные
Их устанавливали в советских грузовиках заводов ГАЗ и ЗАС и в технике КАМАЗ, а в современных легковых автомобилях вы такие вряд ли увидите. Как ясно из названия, очищение достигается благодаря центробежной силе, а примеси остаются в крышке отстойника.
Магнитные
Работают, притягивая и удерживая металлические частицы, в основном стружку от трения деталей авто. Этот вариант будет работать только в коробке передач, так как в смазку в поддоне мотора обычно попадают загрязнения, которые магнит не берет (например, баббитовые или алюминиевые частицы с подшипников).
Также фильтры отличаются по объему покрытия очисткой
- Через полнопоточные масляный насос при включении двигателя прогоняет весь объем масла. В их конструкции всегда есть перепускной клапан, необходимый для смазки деталей, когда загрязненный фильтр "роняет" давление.
- А если модели частичнопоточные, это значит, что мотор омывается маслом и сквозь фильтр, и в его обход . Такие фильтры очищают более тщательно, кроме этого примеси и частицы не будут оказывать влияние на давление, однако времени такая очистка потребует больше.
Как устроен масляный фильтр
Расскажем, что внутри у самого популярного неразборного механического.
Чтобы понять, как устроен корпус, представьте себе металлическую вытянутую емкость с тонкими стенками, похожую на стакан с крышкой с толстыми стенками и отверстиями, через которые масло с загрязнениями поступает в фильтр. Там оно встречает на своем пути непосредственно фильтрующий материал, очищающий масло. Далее, уже без всяких ненужных примесей, оно возвращается в мотор. Для герметичности соединения у крышки есть специальное уплотнительное резиновое кольцо.
Сердце детали – фильтровальная катушка. Она состоит из металлического листа с дырками и фильтрующего материала. Чаще всего его можно встретить из армированной бумаги, но также используются тканевые волокна. Чтобы сделать фильтрацию более тщательной на небольшой площади, бумага собирается в гофры, выглядит эта конструкция как звезда со множеством лучей. Кстати, тут кроется один из нюансов выбора фильтра: у моделей с низкой ценой количество бумаги может не соответствовать необходимому.
Клапаны – важнейшая часть фильтра, они бывают перепускные, противодренажные и противосливные.
- Ключевая задача противодренажного (обратного) клапана, чтобы масло не сливалось в мотор в состоянии покоя. Благодаря ему при включении двигателя подача масла не задерживается. Еще он помогает разделять очищенное и грязное масла между собой . Визуально этот клапан выглядит как эластичный резиновый диск или кольцо, которое закрывает отверстия в корпусе изнутри.
- Перепускной клапан (еще можно встретить название байпасный) тоже играет важную роль в конструкции масляного фильтра. Может сложиться ситуация, когда фильтровальная катушка почему-то не пропускает масло. Это происходит, когда фильтр слишком загрязнился и забился, или если масло из-за мороза стало гуще и тяжело прокачивается. Проблемы с перекачкой могут возникать, если двигатель совершает резкие обороты. Во всех этих случаях нельзя оставлять двигатель без смазки, и помогает в этом перепускной клапан, с помощью которого масло попадает в мотор, минуя фильтрующий материал. Конечно, так оно идет в мотор в загрязненном виде, но это лучше, чем если оно не поступит вовсе. По конструкции этот клапан выглядит как металлическая или полимерная тарелка с пружиной. Расположен перепускной клапан с торца фильтровальной катушки.
- Третий вид клапана – противосливной, но им оборудуют не все фильтры. Его функция в том, чтобы перекрыть выпускное отверстие корпуса, когда фильтр отворачивают . Это нужно, чтобы ни капли грязного масла не проливалось на руки и на землю при замене.
Что еще полезно знать о замене масляного фильтра
Пропуская через себя без остановки литры масла, фильтры сильно загрязняются, их нельзя забывать обслуживать или заменять. Неразборные снимают и ставят новый вместе с заменой масла, они просто накручиваются на патрубок в системе смазки мотора. Важно затянуть фильтр с правильным усилием. Если мастер немного не дотянул, масло может выдавливаться из-за слабого прилегания. Это плохо сказывается на работе двигателя или даже может вывести его из строя, когда смазки станет критически мало. Если же перестараться с затяжкой фильтра, есть риск, что вы сорвете резьбу или испортите прокладку. По итогу это приведет к той же проблеме – вытеканию масла.
Топ-3 лайфхака, как легко и правильно заменить фильтр
- Прежде чем привинтить фильтр к патрубку двигателя, не поленитесь хорошо смазать прокладку. Так она будет хорошо скользить, не сомнется, а вы сможете лучше контролировать интенсивность натяжения.
- Аккуратно привинчивайте до того момента, как прокладка коснется поверхности. После этого доверните еще на 3\4 оборота.
- Иногда после замены образуется воздушная пробка. Понять это можно по индикатору давления масла, если он горит более половины минуты при запуске двигателя. Чтобы решить проблему, нужно заглушить мотор, немного отвернуть фильтр, отключить зажигание и прокрутить двигатель стартером до появления масла. Готово, можно заворачивать фильтр и удалять с него остатки смазки.
Как подобрать масляный фильтр
В документации от производителя автомобиля всегда есть требования к фильтрам, которые не стоит игнорировать. Даже если габариты, резьба, уплотнитель и клапаны визуально подходят, но фильтр не фигурирует в списках совместимых с вашим авто, при использовании или установке могут появиться серьезные проблемы.
Сомнительное решение – покупать самый дешевый вариант, ведь он напрямую влияет на качественную и долговечную эксплуатацию двигателя. Ремонт мотора в любом случае намного дороже этого расходника.
Масляные фильтры подделывают, поэтому имеет смысл приобретать их исключительно у поставщиков, которым вы доверяете. Заподозрить подделку можно, если видны следы сварки, повреждения резьбы или корпуса. У оригинального качественного фильтра исключены вмятины или дефекты корпуса, ведь их делают из надежных металлов. Посмотрите, насколько прочно держится уплотнитель, не дребезжит ли фильтр, если его встряхнуть.
Что касается самого фильтрующего материала, гофр должно быть много, уважающие себя и покупателя производители на материале не экономят, но этот параметр визуально определить непросто.
ТОП производителей, которым можно доверять
- Mann, самый крупный бренд масляных фильтров в мире, у которого есть варианты практически для любого авто и другой техники. На сайте этого немецкого производителя загружен подробнейший каталог для удобного выбора.
- Hengst, это также немецкая компания, чьей продукции мы доверяем. Этот бренд производит надежные фильтры для самой разной легковой и грузовой техники и мотоциклов более 50 лет.
- Еще один бренд, которому мы смело доверяем, STAL, родом из КНР. Самый крупный производитель фильтров в этой стране делает качественную продукцию, которую поставляет в большинство стран мира. Бренд на рынке более 30 лет и производит фильтры не только для автомобильной, но и для строительной техники.
- Компанию Bosch уважают за высокое качество техники для дома и достойное оборудование для автомобилей. Многие автопроизводители используют продукцию именно этого немецкого бренда. У непроверенных поставщиков можно наткнуться на подделку, ведь стоят оригинальные модели бренда Bosch выше средних по рынку.
- Масляные фильтры, которые нам нравятся, австрийцы Mahle
- делают под брендами Mahle и Knecht. Их продукцию используют многочисленные автопроизводители на своих конвейерах, что внушает доверие.
- Nitto, первый японец в нашем списке, производит масляные фильтры более 50 лет. Из необычного, фильтрующий материал в их продукции выложен непривычным образом – с помощью М-образных складок.
- Purflux, один из крупнейших мировых производителей запчастей, входит в концерн Sogefi, поставщик завода Renault. Бренд тоже применяет нестандартный подход к укладке фильтрующего материала, у них он зигзагообразный.
- Фильтры японской компании UNION установлены у большого количества авто из Азии. Качество вопросов не вызывает, но, к сожалению, их часто подделывают. Покупка будет безопаснее у официальных дистрибьюторов или у крупных продавцов.
- Fram – это еще один бренд концерна Sogefi, который заслуживает место в нашей подборке. Именно их запчасти выбирают многие мировые производители, ассортимент широкий. У всех линеек Sogefi отличный баланс надежности и стоимости.
- UFI Filters – это бренд из Италии, который делает фильтры для моторов Ferrari и многих достойных производителей. Также они производят запчасти для грузовой техники и другого транспорта.
- FINWHALE, немецкий производитель, который тоже озаботился повышенной площадью фильтрующей поверхности и защищается от подделок, разместив на упаковке фирменную голограмму в виде кита.